Когда в России дороги будут строиться на совесть?
     

Москва (499) 643-42-06
Петербург (812) 415-82-00

Когда в России дороги будут строиться на совесть? Печать
17:05:2010 г.
Когда в России дороги будут строиться на совесть?

  Владимир Путин узнал, что, оказывается, у страны нет практики строительства качественных дорог XXI век на дворе. Мы говорим о нанотехнологиях, инновациях и модернизации российской экономики — и в то же время не можем справиться с такой бедой, как разбитые дороги. «В России две беды: дураки и дороги» — это изречение приписывают Гоголю. «Теперь у нас дороги плохи. Мосты забытые гниют» — Пушкин, «Евгений Онегин». Кажется, тема вечная для России. Или ситуация изменится? На этой неделе премьер Владимир Путин вплотную занялся одной из двух насущных проблем российской жизни — дорогами. Как сообщает «Российская газета», на встрече с главой ГК (государственной компании) «Автодор» премьер узнал, что, оказывается, у страны нет практики строительства дорог на совесть. Наши дороги служат от силы 3 — 4 года, тогда как межремонтный период европейских дорог как минимум составляет 10 — 12 лет. Не секрет, что развитие автодорожной инфраструктуры является одним из важнейших факторов развития экономики (размер транспортной составляющей в себестоимости российского продукта — 30 %, зарубежного — 7 — 8 %). А инноваций в дорожном хозяйстве как не было, так и нет. Получается, мы обречены на латание дыр. А как оценивается качество череповецких дорог и что нужно для того, чтобы наши дороги превратились в «долгожителей»? Свое мнение высказывают…

  Виктор ВЫДРИН, генеральный директор ООО «Стройметиз»:
— Новые дороги, которые в Череповце строит «Череповецдорстрой», меня лично устраивают. Но вот старые — у рынка, на улицах Ленина, Парковой, Маяковского, Комсомольской — как стиральная доска. Я понимаю, недостаточно финансирования, строим мало, но и ямочный ремонт дороги не спасет. Не лучше обстоят дела с федеральными трассами. Неплохая дорога Вологда — Новая Ладога, более­менее на Коротово, на Кадуй. Но все, что после отвороток, — убитые дороги, я даже не говорю о тех, что ведут к деревням. Чего уж тут вспоминать изречение Гоголя, страна наша громадная, попробуй наведи в ней порядок; но, думаю, справимся. Проблема качества дорог, на мой взгляд, прежде всего упирается в деньги. Технологии тоже не последнюю роль играют. Наверное, нам давно нужно пересматривать систему ГОСТов, касающуюся строительства дорог. Низкие эксплуатационные характеристики материалов, используемых в дорожном строительстве, мешают нам преодолеть разрыв в качестве. Да, на Западе дороги строят на совесть, мы пока в этих вопросах сильно отстаем. К слову, я считаю, что одним из способов решения проблемы может стать принцип: кто построил дорогу, тот пусть и отвечает за ее эксплуатацию. Ничего не имею против платных дорог. Рубль за километр (как одно из предложений) — не так уж много. Лучше я 600 километров преодолею за 4 — 5 часов по хорошей дороге за деньги, чем за 8 — 9 часов по разбитому асфальту и «убью» машину.

  Юрий МАКАРОВ, генеральный директор ООО «Череповецдор­строй»:
— Глава федерального агентства по дорожному строительству уже объяснил, в чем главная проблема — в отсутствии надлежащего финансирования. Скажите на милость, откуда появиться в России хорошим дорогам, если вместо запланированных 650 млрд рублей на ремонт дорог выделяются лишь 100. Дорожники здесь при чем? Год от года финансирование статьи расходов на дороги «худеет», а мы ищем виноватых. Нет денег — нет дорог. И еще, я, к примеру, не понимаю, какую цель преследует 94­й федеральный закон, регламентирующий обязательное проведение конкурсов и аукционов. Провели аукцион — потираем руки: мол, сэкономили 10 млн рублей. Не сэкономили, а потеряли, причем не 10 млн, а гораздо больше, поскольку чем дешевле дорога, тем она хуже. Сейчас строим дорогу на улице Ленинградской. В результате аукциона проект удешевлен: вместо трех слоев асфальта будут положены два. Значит, дорога меньше прослужит, и мы быстрее «добежим» до ремонта. Ну и чему тут радоваться?

  Ольга ЕРМОЛАЕВА, начальник сектора стандартизации ФГУ «Череповецкий Центр стандартизации, метрологии и сертификации»:
— Наши дороги, на мой взгляд, оставляют желать лучшего. Улица Ленина в ямах, да сколько угодно таких улиц можно перечислять. Что особенно огорчает, так это изначально закладываемые ошибки. Построили новую дорогу на улице Молодежной — через полгода лужи скапливаются по краям. Положили асфальт под железнодорожным мостом возле института радиоэлектроники — дорога утонула в дождевых потоках. Значит, сделали не на совесть, а с нарушением технологий или наняли рабочую силу подешевле. Короче, экономим, чтобы потом снова тратить деньги на устранение недостатков. Кроме того, меня совершенно не радует штурмовщина, которая, как правило, присутствует при сдаче крупных стратегических объектов.  

  Это мы наблюдали при реконструкции перекрестка улиц Гоголя, Первомайской и проспекта Победы. И еще: почему бы не ограничить движение тяжелых, большегрузных машин по городским магистралям? Если я не ошибаюсь, такие ограничения действуют только на Советском проспекте, а остальные дороги фуры «бомбят» как хотят. Что касается ГОСТов, как известно, в 2002 году в России принят закон о переходе с ГОСТов на технические регламенты, которые имеют силу закона. Почему это важно? Потому что прежде чем строить, нужно знать, как строить и кто за это будет отвечать — установить нормы. Процесс разработки технических регламентов в нашей стране идет очень туго. На сегодняшний момент их принято всего 18, и среди них нет тех, что касались бы дорог. Правда, в 2010 году закончилось обсуждение двух технических регламентов: о требованиях к обеспечению безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации и о требованиях к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве и капитальных ремонтах. Обсуждение закончилось, но как скоро будут приняты эти законы?

  Юрий МЕНЕЦКИЙ, начальник участка ООО «Строймонтаж»:
— То, что в СМИ пишут про очень дорогие российские дороги, абсолютная неправда. За такие деньги, какие дорожникам выделяет государство, хорошие дороги не постро­ить. Сравнивают дороги Вологодской области с дорогами в Швеции. Некорректное сравнение. В нашей области живут 1,3 млн человек, а сколько в Швеции? И все там платят налоги. Чем выше плотность населения, тем лучше дороги. Технологии, говорите, не те. В свое время при строительстве дорог в Пошехонье пригласили немцев, те обследовали наши карьеры и говорят: «Мы из таких материалов строить не умеем». А мы умеем и строим.

 
« Нужно строить хорошие дороги   Во Владикавказе приступили к ремонту дорожного полотна »